Малышева Любовь Валерьевна

Педагог-психолог



figure виджет

Малышева Любовь Валерьевна

Педагог-психолог

Дата рождения:12.09.1985 г.

I квалификационная категория

Стаж педагогической работы: 10 лет

Образование: высшее, БГОУ ВПО «БГПИ»,2007 г.

Профпереподготовка: НОО ВПО НП «Тульский институт экономики и информатики», 2015 г.


«Психолог ДОУ, а это значит…»

Моё профессиональное кредо:

« Все мы родом из детства!

Ведь все взрослые сначала были детьми,

только мало кто из них об этом помнит» 

                                              А. де Сент-Экзюпери.

«Работа только тогда радостна,

когда она несомненно нужна».

Л. Н. Толстой.

Девиз:

 «Никогда не терять терпения –

это последний ключ, открывающий двери»


Психология — одна из наук о человеке. Человека изучают многие науки, каждая со своей стороны. Какую же сторону человека изучает психология? Прежде всего, она изучает то, что побуждает человека к действию, позволяет ему ориентироваться в окружающем мире, принимать решения, оценивать полученные результаты, изучает индивидуальные психологические  особенности  людей и свойства их личности, от чего они зависят, как складываются и изменяются.

Когда-то в древности считалось, что таким «деятелем» является живущая в теле человека душа. А душа по-гречески - «псюхе». Отсюда и произошли слова «психика» и «психология». Дословно «психология» означает «наука о душе».

На сегодняшний день существует много профессий и любому человеку, в том числе и мне, предстояло стоять перед сложным выбором,  решая, с какой деятельностью связать свою жизнь. И именно  наука психология помогла мне определиться  с будущей профессией. Дала мне путевку в жизнь.                          

Я училась в Борисоглебском Государственном Педагогическом институте (сегодня БФ ВГУ) на факультете Педагогики и методики начального образования и дополнительно получала еще две профессии социального педагога и педагога - психолога, но по состоянию здоровья успела получить красный диплом только по основной профессии. Окончив институт в 2007 году, я через год устроилась работать в детский сад воспитателем, и уже через год, получив дополнительное образование «Дошкольная педагогика и психология», мне предложили должность педагога-психолога, где я и работаю по настоящее время.

Из множества профессий, выбрав эту,  много раз задавала себе вопросы: «Верный ли путь ты выбрала? Ясно ли представляешь особенности своей будущей профессии». Ответы я получила, когда началась моя работа в детском саду.

«Все мы родом из детства..» — писал Антуан де Сент-Экзюпери. Впечатления детства откладываются в нашем подсознании на всю жизнь. Иногда, некоторые детские переживания проносятся с нами в течение колоссального промежутка времени и определяют наши поступки и наши отношения с людьми уже во взрослой жизни.  Конфликты детского возраста определяют конфликты взрослой жизни. Тревоги во взрослой жизни, депрессивное настроение и аффекты являются следствием, эхом тех же переживаний в раннем детстве.

Дошкольное детство – это особый период в развитии ребенка, когда у детей развиваются самые общие способности, которые необходимы любому человеку в любом виде деятельности. «Умение общаться с другими людьми, действовать совместно с ними, способность хотеть, радоваться и огорчаться, познавать новое, пускай наивно, но зато ярко и нестандартно, по своему видеть и понимать жизнь – это и еще многое другое несет в себе дошкольное детство»,- писал Л.А.Венгер.

Я очень люблю свою профессию и считаю её несомненно нужной и интересной.

Главный принцип моей работы «не навреди!», ведь у каждого ребенка все только начинается. Дошкольное детство — это особый период в развитии ребенка, становление личности. За все время работы я столкнулась с частыми проявлением агрессивности, тревожности, неуверенности у дошкольников. Возник главный вопрос - «Почему?». Наш бешеный ритм жизни, появление все более новых усовершенствованных технологий оставляет нам меньше времени на семью, на детей. Родители большую часть времени посвящают не детям, а работе. Современная жизнь требует больших затрат. И как итог, современные дети не дополучают внимания со стороны родителей. Отсюда вытекают проблемы в развитии, агрессивности, тревожности, замкнутости. Дети стараются привлечь внимание родителей всеми доступными средствами. Родители и дети нуждаются в психологической помощи. Поэтому, в своей профессии дошкольного педагога-психолога главным считают создание благоприятных условий для всестороннего развития личности ребенка. К сожалению, решить психологические проблемы только в условиях детского сада является недостаточным. Без взаимодействия с родителями такая работа будет носить поверхностный характер, и та положительная динамика, которая появится в развитии ребенка, очень скоро сойдет на нет. Поэтому, в первую очередь, желание родителей взаимодействовать с психологом, помочь ребенку преодолеть проблемные моменты, являются важнейшим фактором на пути перемен к лучшему. Только совместная плодотворная работа даст благоприятный результат.

Детский сад — маленький мир. В нем я чувствую себя свободно, легко. Мне нравится то, чем я занимаюсь. И радость, которую мне приносит моя работа, не оценивается чем-то материальным. Чувствовать ответственность, свою сопричастность к чему-то большому — это огромное счастье. Несмотря на все трудности, главным в работе педагога-психолога остается умение пустить детей по жизненному пути честными, добрыми, порядочными людьми. А мы взрослые, должны быть для них примером.

Работать педагогом-психологом — это призвание. Я считаю, в нашей стране люди до сих пор не совсем принимают роль психологических центров, психологов-консультантов, психологов при дошкольных учреждениях. Каждый день человек решает много проблем, иногда пускает все на самотек, терпит то, чего не должен терпеть, ему не с кем поделиться, а квалификационных психологов при всей запущенности различных ситуаций можно пересчитать по пальцам.

 Сегодня на ребёнка обрушивается огромный поток информации, причём не всегда полезной и нужной. Стремление родителей улучшить финансовое благополучие семьи и как следствие отсутствие их внимания к своим детям, не дает им нужным образом усваивать нормы и правила этого мира. А в силу своего возраста дети выбирают в качестве психологической защиты те эмоциональные и поведенческие реакции, которые уже усвоили и способны обратить на них внимание: агрессия, замкнутость, капризы, страхи.

Поэтому, в своей профессии дошкольного педагога-психолога главным считаю – помочь ребёнку уметь приспосабливаться к окружающему миру и уметь взаимодействовать с ним. Ведь вся жизнь человека, это адаптация. От появления на свет и до последнего момента мы приспосабливаемся к условиям, которые нам диктует время, общество, жизнь. Каждому из нас, взаимодействуя с миром, необходимо чувствовать себя в этих условиях комфортно. Поэтому, организуя свою работу, я поставила перед собой следующие задачи:

1. Создать условия в дошкольном образовательном учреждении, способствующие психологическому здоровью детей;

2. Обеспечить эмоциональное благополучие всех участников в воспитательно -образовательного процесса;

3. Содействовать повышению психолого-педагогической компетентности педагогов, родителей в закономерностях развития ребёнка, а также  в вопросах воспитания и обучения.

Решение этих задач требует огромного труда над совершенствованием своих знаний и личностных качеств. Надо уметь быть сдержанным и терпеливым, ведь развитие человека не терпит суетливости и нервности. Нужно уметь признавать свои ошибки и если ты не прав и понимаешь это, то не нужно стесняться попросить прощения  и у ребёнка, и у взрослого человека.

Приходится  постоянно искать разные методы и способы, чтобы научить ребёнка тому, что знаешь и можешь сам.  А ещё развиваться разносторонне, повышать свою профессиональную компетентность, осваивая всё новые, ранее неизвестное. Развиваться, чтобы идти дальше, делая очередные шаги по пути совершенствования. А как быть с моральным удовлетворением, ведь это тоже немаловажно? И я его получаю от своей деятельности! Ведь как здорово, смотреть, как изменяется ребёнок, с которым ты работаешь, в которого ты вкладываешь частичку своей души. А глаза? Каким доверчивым, открытым, ждущим чуда взглядом смотрит на тебя ребёнок! И как ярко может проявлять эмоции (как негативные, так и позитивные). И это несравнимо ни с чем.

Вспомним  слова В.А. Сухомлинского: «Воспитывает каждая минута жизни и каждый уголок земли, каждый человек, с которым формирующаяся личность соприкасается….»  От нашего с вами  отношения к маленькому человеку зависит его взгляд на себя, свою жизнь, и взаимодействие с окружающим его миром.

Уверена, что каждый ребёнок, с которым мне пришлось соприкоснуться в жизни взял из нашего взаимодействия капельку знаний, умений, навыков, которые ему будут  крайне необходимы в дальнейшей жизни. Работая с детьми, я «сею» в их душах нечто доброе, светлое, вечное… Я помогаю им делать маленькие, но уверенные шаги в большой мир!

А закончить свое эссе я хочу словами:
Психолог – это призвание,
Психолог – это судьба:
Сочувствие и сострадание,
Забота и доброта. 
Именно эти слова полностью отвечают на вопрос: «Почему я выбрала профессию психолога?»


Малышева Любовь Валерьевна
          


Методические разработки