Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №3» г.Поворино
  • +7 (47376) 2-20-59
Поворино, Народная ул, 66

Воспитатель года

Дращенко Ю.В

17db5cdcc9a0dd27680dc37088f7.jpgf05e9eb35109f72b6093b3847429.jpg492ac29e5c6ddacdc93bf7a3267a.jpg54b490b5b4f9ccd88ad82744148b.jpg4ac222f27627e6dc0b9cc4165280.jpg5fc9abc82f6ea1b3748c679f1d05.jpgb729f4ca4c4567b01573049576bd.jpgf54a0d9260ced89b71da509ba95c.jpg



Воспитать патриотами

_


КОНЦЕПЦИЯ

"ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ НА ПРИМЕРЕ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙН

Концептуальное описание системы работы по теме:«Патриотическое воспитание дошкольников».

Первые чувства гражданственности и патриотизма. Доступны ли они малышам? Я думаю, можно дать утвердительный ответ: дошкольникам, особенно старшего возраста, доступно чувство любви к своему народу, к родной природе, к Родине. А это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, и формируется в процессе целенаправленного воспитания.

Я считаю, что актуальность разработки путей патриотического воспитания и обучения дошкольников обусловлена тем, что в последнее десятилетие в нашей жизни произошло много сложных, противоречивых событий: отошли в прошлое некоторые известные праздники и появились новые (например, 22 августа – день Российского флага), неоднородна информация об армии и событиях, происходящих в ней. Всё это формирует мировоззрение людей, накладывая отпечаток на вопросы воспитания в целом и дошкольников в частности. Актуальный вопрос формирования у дошкольников предпосылок патриотической позиции приобретает особое значение в преддверии празднования 70-летия победы в Великой Отечественной войне.

В изученных мною работах, касающихся патриотического воспитания, раскрыты некоторые подходы к решению указанных проблем.

У В.П. Астафьева есть замечательные слова: «Если у человека нет матери, нет отца, но есть Родина - он ещё не сирота. Всё проходит: любовь, горечь утрат, даже боль от ран проходит, но никогда - никогда не проходит и не гаснет тоска». Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды.

Академик Лихачёв предложил пути решения проблем патриотического воспитания через привитие любви к родному искусству, чувства гордости за свой народ, его свершения: «Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета, достойно завоёванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своём культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи…»

Аксиоматично, на мой взгляд, в этих работах положение о том, что патриотические чувства возникают из социального опыта, воплощенного в продуктах материальной и духовной культуры, который усваивается ребёнком на протяжении всего детства.

По моему мнению, как бы ни менялось общество, воспитание у подрастающего поколения любви к стране, гордости за неё необходимо всегда. И если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свой народ,  город, Родину, нам нужно показать их с привлекательной стороны. К. Ушинский писал: «Ребёнку нечего отрицать, ему нужна положительная пища, кормить его ненавистью, отчаянием и презрением может только человек, не понимающий потребности детства».

Поэтому, основываясь на требованиях федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, я решаю задачу воспитания в детях патриотических чувств, любви к Родине, гордости за ее достижения, уверенности в том, что Россия – великая страна с героическим прошлым и счастливым будущим и считаю, что естественным требованием к содержанию патриотического воспитания дошкольников является включение в него культурно-исторического, духовно-нравственного компонентов, знание истории Отечества.

Но я уверена, что никакие знания воспитателя не дадут эффекта, если сам он не будет любить свой город, народ, Родину. «В воспитании всё должно основываться на личности воспитателя, - писал К. Ушинский, - по тому, что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Никакие уставы и программы, никакой искусственный организм заведения, как бы хитро он не был продуман, не может заменить личности в деле воспитания».

 Такое понимание сути патриотического воспитания и определило цель моей тематической работы - воспитать у детей чувство патриотизма и любви к Родине, через формирование знаний о том, как защищали люди свою Родину в годы войны, как живущие помнят о них, раскрыть и сформировать в детях такие черты как:

• уважение к достоинству других людей;

• стремление к познанию окружающей действительности;

• бережное отношение к окружающей природе; результатам труда других людей.

Задачи:

• Систематизировать знания и умения детей по данной проблеме.

• Совершенствовать свою педагогическую деятельность за счёт разработки и внедрения в воспитательный процесс тематических мероприятий (перспективный план).

• Помочь родителям сохранить и развить любознательность детей в процессе совместных мероприятий: родитель – ребёнок – воспитатель, так как сотрудничество с родителями - одно из важнейших направлений в работе. Все субъекты воспитания: семья, педагоги, коллектив, этнические сообщества, общественные организации, СМИ - в процессе взаимодействия становятся целостной, единой системой, оказывающей влияние на личность. Однако роль семьи как изначального Отечества переоценить невозможно.

Было выдвинуто предположение о том, что если:

- организовать патриотическое воспитание дошкольников на основе использования, разработанной творческой группой ДОУ, системы работы «Радуга любви»;

- разработать ряд интегрированных занятий и творческих проектов в рамках совместной деятельности: родитель – ребёнок – воспитатель;

- широко использовать средства, имеющиеся в ДОУ:

- перспективное планирование;

- мини-музей патриотического воспитания дошкольников в ДОУ (Экскурсионные маршруты - «Москва – столица Родины моей», «История древней Руси»);

•Разработки совместных творческих проектов в рамках сотворчества: родитель – ребёнок - воспитатель, то:

• активизируется интерес дошкольников к природе посёлка, края, Родины;

• станет более содержательной, эффективной моя педагогическая деятельность;

• будет оказана помощь родителям в сохранении и развитии любознательности у детей в процессе совместных мероприятий: родитель – ребёнок – воспитатель.

Для обоснования и практической проверки выдвинутой гипотезы я сформулировала ряд положений, имеющих, на мой взгляд, особую значимость для получения желаемого результата:

• Истинный патриотизм как возвышенное чувство – незаменимая ценность высшего уровня духовно-нравственного и культурного развития.

• Понимание высшего развития чувства патриотизма связано с действиями и поступками детей и взрослых; поддержкой индивидуальности (С.В.Розанов), свободы (Н.И.Бердяев), приоритета воспитания перед обучением (В.В.Зеньковский).

• Организация патриотического воспитания дошкольников возможна в русле гуманистической педагогики, в системе личностно-ориентированного образования (В.Г. Белинский, Л.Н.Толстой, К.Д. Ушинский).

В качестве показателей эффективности подхода к решению проблемы патриотического воспитания дошкольников на начальном этапе были выбраны следующие группы показателей, разработанные сотрудниками кафедры дошкольной педагогики г.Санкт-Петербурга (Маленькие граждане большого города: коллективная монография – СПб.: СОЮЗ, 2007) и адаптированы  к условиям ДОУ (методы исследования – опрос, анкетирование, интервью):

- качество представлений и ценностных ориентаций детей дошкольного возраста (оценке подвергались представления о своей семье, о своём городе, стране, её истории);

- качество детской деятельности (игровая, проектная, конструктивная деятельность).

В результате было выявлено:

• что типичные ценностные ориентации современных детей старшего дошкольного возраста связаны с миром взрослых. Дети стремятся как можно ближе быть к значимым взрослым;

• для детей характерна ориентация на созидательность, разрушительные действия в поведении единичны, более того, осуждаются детьми, относятся к категории «плохого»;

• по-прежнему прослеживается интерес к своей семье, родителям, родственникам. Они становятся не просто значимыми взрослыми, но в большинстве случаев друзьями, помощниками, героями;

• старшие дошкольники владеют определёнными знаниями о своём городе, о его особенностях.

• о России у детей более скромные представления. Они знают, что страна  большая, что в ней много людей, что есть президент, другие города.

• представления детей о Великой Отечественной войне неполные, несистематичные, поверхностные.

  На основе полученных данных я осуществила отбор содержания для системы работы по патриотическому воспитанию: разработала комплексный перспективный план мероприятий, в котором отражена работа с детьми, родителями, педсоставом, широкой общественностью. (Приложения).

  Изучение результатов работы с дошкольниками показало, что у детей появились позитивные изменения, которые можно сравнивать по результатам начальной характеристики ребенка и характеристики к концу обучающего периода.

 

Уровень сформированности у дошкольнико предпосылок патриотической позиции

Учебный год

Группа

Направление

 

Качество знаний (%)

Начало года

Конец года

2014-2015

Подготовительная группа

Социально-коммуникативное с интеграцией в другие области

В  -10

С - 73

Н - 17

В –21

С –76

Н -3

В - высокий уровень речевого развития

С - средний уровень

Н – низкий уровень

Работа по  решению проблемы патриотического воспитания  активизировала творческий потенциал педколлектива ДОУ, повысило мой образовательный уровень в вопросах воспитания и развития детей, обогатило социально-личностный опыт дошкольников, привлекло родителей к совместной деятельности в рамках сотворчества: родитель – ребёнок – воспитатель. Описанный опыт может быть использован педагогами  для обновления содержания патриотического образования в ДОУ.

Перспективный план работы                                                                                                                     по патриотическому воспитанию                                                                                                          детей старшего дошкольного возраста                                                                                Воспитатель: Дращенко Ю.В.                                                                                                                      2015 год

 

Мероприятия

Участники

Сентябрь

1.Беседа «Лучше нет родного края»

2.Прослушивание песен о Родине.

3.Рисование «Родной край»

4.НОД «Осеннее путешествие по родной стране»

 

Дети подготовительной группы

Октябрь

1.Рассматривание иллюстраций из книги «Москва – столица России»

2.НОД «Столица нашей Родины -Москва»

3.Беседа «О городах героях»

4.НОД «Москва –город герой»

5.Литературный досуг «Защитники Москвы» (вечером)

 

Дети подготовительной группы,

музыкальный руководитель

Ноябрь

1.Заучивание пословиц о храбрости и смелости героев- солдат.

 2.Консультация для родителей на тему: « Как рассказать детям о войне»

3.Изготовление ширмы «Дети войны»

Дети подготовительной группы, родители

Декабрь

1. Изготовление альбома для родителей «Награды Великой Отечественной войны»

 

 

Дети подготовительной группы, родители

Январь

1.Заучивание на занятии отрывка из стихотворения С.Михалков «Воин – победитель»

Дети подготовительной группы

Февраль

1.Фотовыставка «Наши защитники»

2.Спортивный праздник «Наша армия  сильна»

3.Участие в городском конкурсе «Музей на столе»

 

Дети подготовительной группы,

физ. руководитель, родители

Март

1.Организация тематической литературной экспозиции

2.Просмотр документального фильма «Дети войны» (в сокращении)

3.Интерактивная экскурсия «Воронеж в военные годы»

4.Посещение ветерана тыла

Дети подготовительной и старшей  групп, воспитатели,

муз. руководитель

Апрель

1.Конкурс чтецов

2.Оформление стенда «70 лет победы»

3.Выставка тематических рисунков и поделок (сотворчество детей, родителей, педагогов)

Дети подготовительной и старшей групп, родители,

воспитатели

Май

1.Музыкально-литературная композиция «Сага о военном вальсе»

Дети подготовительной и старшей  групп,

воспитатели